Управляющий совет
Управляющие советы – новая форма общественного управления в образовании. Необходимость участия представителей общественности в управлении дошкольным учреждением предопределяется возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг.
Одним из основных направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей, а также представителей гражданского общества. Концепция модернизации российского образования требует обеспечить открытость образования, усилить роль всех субъектов образовательной политики и их взаимодействие, расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Эти цели должны быть обеспечены реальными механизмами общественного участия в развитии образования. Требования государственной политики в полной мере относятся и к дошкольному образованию.
Существующие в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ) органы общественного самоуправления, такие как советы, родительские комитеты, обладают, как правило, совещательным голосом и не являются самостоятельными участниками управления учреждением. Все вопросы управления решаются администрацией учреждения и, в первую очередь, с учетом ее текущих интересов, при этом органы самоуправления играют фактически декоративную роль.
Между тем опыт показывает, что развитие общественной составляющей в управлении образованием помогает привлечь в образовательные учреждения дополнительные ресурсы, обеспечить их развитие, сделать более чувствительными к актуальным запросам семьи и общества.
Механизмы включения общественности в управление образовательными учреждениями уже давно совершенствуются на уровне школьного образования, и особенно в регионах, осуществляющих региональные комплексные проекты модернизации образования в рамках Национального проекта “Образование”.
Специфика учреждений дошкольного образования не позволяет во всем объеме воспользоваться применяемыми в школах моделями управляющих советов. Дело в том, что управляющие советы имеют расширенный состав и включают в себя не только работников и родителей обучающихся (воспитанников), но и заинтересованных в развитии конкретного образовательного учреждения представителей общественности, бизнесменов, коммерческих организаций, государственных и местных органов власти и управления (кроме органов управления образованием).
Наиболее разработанной формой привлечения общественности к участию в управлении образовательным учреждением в настоящее время является создание советов образовательных учреждений, наделенных управленческими (властными) полномочиями. Советы с управленческими полномочиями, как правило, называют управляющими советами. Их принципиальное отличие от традиционных советов и других органов самоуправления образовательным учреждением состоит в том, что управляющие советы наделены полномочиями решать определенные вопросы в соответствии с уставом и положением о совете. При этом руководитель учреждения обязан исполнять решения советов, принятые в рамках их компетенции. То есть их решения носят императивный характер, такой же, как, например, приказы руководителя, изданные в соответствии с его полномочиями.
Сегодня федеральной правовой основой для создания управляющего совета в образовательном учреждении служат законодательные нормы, закрепленные в ст. 2, 13, 32, 33 и 35 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон). Несмотря на то, что термин “управляющий” не используется в Законе для наименования совета перечисленные статьи Закона предоставляют образовательным учреждениям право:
- самостоятельно формировать органы самоуправления;
- определять их компетенцию;
- разграничивать полномочия между советом и руководителем учреждения.
Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении может быть либо “традиционный” совет с совещательными функциями, либо управляющий совет с управленческими полномочиями по усмотрению ДОУ и учредителя.
Юридически участие учредителя в создании управляющего совета обусловлено тем, что Закон требует “указать” в уставе образовательного учреждения структуру, порядок формирования органов управления, их компетенцию и порядок организации их деятельности. Хотя устав принимается собранием коллектива учреждения право утверждения устава (и изменений в уставе) принадлежит учредителю.
Федеральное законодательство, в частности, содержит в себе следующие правила (нормы):
- ст. 2 Закона закрепляет в качестве принципа правового регулирования (принципа государственной политики) в сфере образования демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений;
- согласно ст. 35 Закона управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения;
- ст. 35 Закона установлено правило о том, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления;
- вышеназванный пункт Закона предусматривает для образовательного учреждения форму самоуправления – Совет образовательного учреждения, а также другие формы самоуправления;
- в ст. 35 Закона говорится о возможности разграничения полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения. Данное разграничение определяется уставом. Отметим, что другие органы самоуправления, с которыми можно разграничить полномочия руководителя, в ст. 35 не упоминаются;
- ст. 33 Закона устанавливает правило о том, что учредитель представляет необходимые документы в регистрационные органы для государственной регистрации образовательного учреждения.
По общей норме, принятой законодательством о государственной регистрации юридических лиц, в число представляемых документов входит устав. Изменения и дополнения, вносимые в устав, также подлежат регистрации;
- в ст. 13 Закона разрешается при необходимости регламентации сторон (вопросов) деятельности образовательного учреждения принимать “иные локальные акты”.
Такие локальные акты подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу. Следовательно, на них распространяется такой же порядок регистрации, как и для устава. Это означает, что такие локальные акты подлежат утверждению учредителем.
Из перечисленных ранее норм Закона можно сделать вывод о том, что совет дошкольного образовательного учреждения с полномочиями управляющего органа (управляющий совет) создается путем внесения изменений в устав учреждения и принятия локальных нормативных актов учреждением, регламентирующих формирование и деятельность совета. И изменения в уставе и локальные нормативные акты требуют утверждения учредителем ДОУ. Таким образом, все необходимое юридическое оформление управляющего совета осуществляется на местном уровне локальными (местными) нормативными актами.
Локальные нормативные акты образовательного учреждения можно подразделить на обязательные (наличия которых требует закон) и факультативные (которые принимаются по усмотрению учреждения в связи с необходимостью внутреннего правового урегулирования тех или иных вопросов, отношений в коллективе учреждения).
Обязательную локальную нормативную базу управляющего совета ДОУ составляют следующие правовые документы:
- устав образовательного учреждения;
- договор образовательного учреждения с учредителем (органом управления, уполномоченным выполнять функции учредителя).
Факультативную нормативную базу управляющего совета ДОУ образуют такие локальные акты, как:
- положение о Совете дошкольного образовательного учреждения;
- положение о выборах в Совет дошкольного образовательного учреждения;
- положение о кооптации в состав Совета дошкольного образовательного учреждения.
Нормативной базой для организации внутренней деятельности управляющего совета ДОУ служат документы, разрабатываемые и принимаемые самим управляющим советом.
Это могут быть:
- регламент работы управляющего совета;
- положения о комиссиях и комитетах управляющего совета.
При распределении функций и полномочий между заведующим дошкольным учреждением и создаваемым в учреждении управляющим советом следует руководствоваться простым правилом: воспитанием и обучением, методическими вопросами и непосредственным управлением учреждением (менеджментом) должны заниматься специалисты, имеющие профессиональное образование в этих областях. Члены управляющего совета, как правило, названными качествами не могут обладать. Следовательно, в компетенцию управляющего совета нельзя включать такие вопросы.
А вот в вопросах определения режима работы дошкольного учреждения, направлений его развития, направлений дополнительного образования детей, оздоровления, а также оценки качества пребывания воспитанников в ДОУ и работы дошкольного учреждения в целом всегда лучше разбираются члены управляющего совета.