Меню сайта

Советы логопеда по улучшению состояния речи малышей

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы, всё равно говорите с ребёнком. Он легче понимает обращённую к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

А вот несколько игр и советов, для того, чтобы речь вашего малыша становилась лучше и лучше:

Совет №1: ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ. Озвучивайте любую ситуацию, но только если ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Совет №2: ГОВОРИТЕ ЧЁТКО. Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет №3: ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребёнок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Совет №4: НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ. Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребёнка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Совет №5: ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА. Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребёнок обучается в десять раз лучше.

Совет №5: ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ. Важно, чтобы ребёнок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребёнок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Совет №6: В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ. Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет №7: СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).

Совет    №8:    УВАЖАЙТЕ     ПОПЫТКИ    РЕБЕНКА    ГОВОРИТЬ.    Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребёнок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

Совет №9: УЧИТЕ В ИГРЕ. Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №10: НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА. Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Совет №11: РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его — пассивный словарь, говорит — активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет №12: ВЕДИТЕ ДНЕВНИК. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет   №13:   РАЗВИВАЙТЕ   ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ   СЛУХ.   Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся одним звуком ("крыса- крыша").

Совет №14: НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ. Используйте слова типа "бух", "ням-ням", "ав-ав". Создайте основу для полноценной речи.

Совет №15: ЧИТАЙТЕ… Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

Совет №16: ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ. Развивайте мелкую моторику (точные движения пальцев руки). Она тесно связана с развитием речи.

Совет     №17:      БУДЬТЕ     ТЕРПЕЛИВЫ,     СНИСХОДИТЕЛЬНЫ     И…ОСТОРОЖНЫ. Если ребёнок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребёнка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет №18: ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только вы способны помочь ребёнку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще  хвалите своего малыша

Консультации

Зачем нужна артикуляционная гимнастика.

Влияние гаджетов на формирование и развитие детской психики. Пути профилактики.

Кинезиологические упражнения.

Влияние мелкой моторики на речь детей.

Мяч и речь.

Что такое фонематический слух?

Чего не надо делать до школы.

Что надо знать о подготовке к школе...

Что нужно знать о нарушениях слуха

Что такое внимание и для чего его развивать?